Соционика на примере
В зависимости что у человека больше развито – логика или эмоции, интуиция или мир ощущений, экстраверт он или интроверт, рационал он или иррационал, образуется 16 типов человека, и каждый тип по своему воспринимает окружающий мир. Так кто-то обращает в первую очередь внимание на то, "что" было сказано, а для кого-то гораздо важнее эмоциональная окраска, слов, ему важно "как" это было сказано. Для кого-то смысл жизни заключен в творчестве, а кто-то считает правильным заниматься только делами, которые несут конкретную материальную пользу.
Рассмотрим как это происходит на примерах (каждый тип получил название похожего на него литературного героя или исторической личности – Дон-Кихот, Дюма, Джек Лондон, Драйзер и т.д.)
У Дон-Кихота хорошо развита интуиция и логика, это творческая личность. Дон-Кихот хорошо видит открывающиеся перспективы и точно может оценить способности других людей. Но ему сложно обеспечить себе в быту комфорт и уют, и ему недостаёт эмоционального тепла.
Напротив, у Дюма хорошо развит мир ощущений и сильная эмоциональная энергетика, он любит создавать вокруг себя уют и хорошее настроение. Но слабая логика и интуиция часто не позволяют оценивать последствия поступков и верно принимать важные решения.
Происходит взаимное дополнение – Дюма создаёт Дон-Кихоту необходимый ему уют и эмоциональный комфорт, а Донкихот предостерегает Дюма от ошибочных поступков, показывает открывающиеся для него перспективы.
Холодный логик, Донкихот, плохо понимает чувства и эмоции окружающих людей. Его слабая сторона – умение общаться. Плохо понимая чувства людей, он не уверен как следует вести себя с ними. В общении он может не замечать настроение собеседника, быть не корректным и бестактным, и совершенно не понимать этого.
Однако Дюма, тонко чувствуя состояние собеседника, умеет изменить настроение Дон-Кихота и направить его поведение в нужное русло. Дюма оказывает Дон-Кихоту неоценимую услугу, смягчая его поведение как в общении с ним самим, так и его отношения с окружающим.
У Драйзера тоже сильно развита этика, но нет такой эмоциональной энергетики как у Дюма. И если Дюма просто корректирует поведение Дон-Кихота, управляя его настроением, и проблема решается, Драйзер начинает одёргивать Дон-Кихота, указывать ему на его ошибки. Однако являясь творческой натурой, Дон-Кихот не любит ограничения и силовой нажим. На них он отвечает протестом, еще более усугубляет ситуацию.
У Драйзера не сильны логика и интуиция. Как и Дюма, Драйзер плохо видит открывающиеся для него возможности. Однако в отличие от Дюма, Драйзер рационал, и иначе относится к указаниям Дон-Кихота что ему делать. Дюма доверяет Дон-Кихоту в советах, но Драйзеру, из за развитой у него рациональности, кажется, что его подталкивают на необдуманные и рискованные действия. Такие указания Дон-Кихота воспринимаются Драйзером скорее как напоминания о его недостатках, и воспринимаются очень болезненно.