Дон Кихот | Гюго | Жуков | Гамлет | Наполеон | Джек Лондон | Штирлиц | Гексли |
Дюма | Робеспьер | Есенин | Максим Горький | Бальзак | Драйзер | Достоевский | Габен |
"Максим Горький" - Логико-сенсорный интроверт
1. Программная функция (сильная) - "Логика систем"2. Творческая функция (сильная) - "Волевая сенсорика"
3. Ролевая функция (слабая) - "Этика отношений"
4. Болевая функция (слабая) - "Интуиция возможностей"
5. Внушаемая функция (слабая) - "Этика эмоций"
6. Активационная функция (слабая) - "Интуиция времени"
7. Наблюдательная функция (сильная) - "Деловая логика"
8. Демонстративная функция (сильная) - "Сенсорика ощущений"
Программная функция (1-я, сильная) - "Логика систем"
1-я функция, сильная — «базовая», она
определяет доминирующие сферы приложения сил
и программу действий носителя социотипа.
Максим внутренне стремится к стабильности, к миру, который не изменяется, к отношениям, которые не меняются, — логически стройным, просчитанным, продуманным. Именно поэтому из всех типов интеллекта Максим — самый социально-ориентированный. Поскольку его социальная направленность предполагается самой программой его интеллекта — логикой конкретных систем (равно как и тем способом внедрения, на который может быть ориентирована такая программа, — волевым административным давлением).
Логическая программа Максима по своей социальной сущности призвана быть альтернативой всякого рода дестабилизации окружающей его среды, окружающих его структур — социальных, политических, физических, биологических и т. д.
Именно поэтому представление о логичности, разумности, рациональности у Максима связано в первую очередь с организацией структурного порядка ("порядка вещей") в рамках конкретно существующей системы.
Вне системы Максим никогда и ничего не рассматривает — таков склад его интеллекта. Любое явление рассматривается им как часть некоей существующей системы, в которой действуют определенные закономерности и определенный логический порядок, понять который Максим считает себя обязанным.
Воспринимая окружающую его реальность с точки зрения ее системности, логической продуманности, Максим постоянно анализирует существующие вокруг него системы — системы логических и этических взаимоотношений, системы социальных укладов, системы взглядов, системы жизненных ценностей.
Смысл любого явления Максим понимает через осознание его "системности", как бы задавая себе вопрос: это единичный факт или он приписывается к какой-то системе? Это частный поступок или это модель поведения? Если это частный поступок, то какие мотивы за ним стоят? Это единичные, случайные мотивы или за ними стоит какая-то система взглядов и отношений?
Понять глубинную суть явлений, установить причинно-следственные связи между явлениями самого различного порядка, проанализировать наблюдаемое явление, систематизировать выводы, вывести какое-то более общее определение и вписать его в уже существующую систему взглядов, выбрать из всех существующих систем наиболее подходящую для конкретных целей и задач и усовершенствовать ее, приспособить к конкретным социальным условиям, продумав и проработав ее в малейших деталях. Все это сфера активнейшей интеллектуальной деятельности любого из представителей этого типа.
В силу определенного склада интеллекта представителю этого типа легче воспринимать окружающую его реальность как некую централизованную систему. ("Одно солнце озаряет нас, один Бог на небе, одна церковь на земле и Папа Римский — ее наместник!") Но даже если такое восприятие существенно ограничивает способ и форму его мышления, оно в то же время выражает и специфическую направленность интеллекта его типа, а именно — социальную ориентацию, расстановку сил в социальной системе.
Максим никогда не существует вне системы социальных отношений, так как круг и характер его личных взаимоотношений уже сам по себе систематизирован и предполагает четкое иерархическое подразделение, поскольку такое легче всего вписывается в его представление о логической стройности и изначальном "порядке вещей". Другую точку зрения представителю этого типа вообще трудно себе представить, она просто не укладывается в его собственную психическую структуру, в его систему взглядов.
Ни при каких обстоятельствах Максим не может быть "сам по себе", "сам с усам", "сам только за себя" — это слишком глубоко противоречит программе его интеллекта. (Которая так же, как и программа его дуала Гамлета ставит своей задачей пережить смутное время, упорядочить его, выжить в экстремальных условиях. И именно поэтому Максим всегда очень конформен и лоялен по отношению к существующему режиму, искренне старается найти себе применение в условиях господствующего социального строя. Даже если вообразить представителя этого типа в качестве "антиобщественного" элемента, все равно он не может быть "сам по себе". Максиму трудно быть "волком-одиночкой", у него для этого недостаточно сильная интуиция, поэтому он обязательно будет организован в рамках какой-то другой социальной структуры, где и будет выполнять все возложенные на него обязанности и нести ответственность за свои поступки — иной формы поведения для Максима просто не существует.)
Именно потому, что представители этого типа рассматривают себя (равно как и каждого индивида) как часть существующей системы отношений. Любое проявление индивидуализма они считают для себя в принципе неприемлемым, как явление, выходящее за рамки допустимого, расшатывающее общественные устои и привносящее хаос и анархию в существующий уклад. Поэтому особую социальную значимость они видят в такой деятельности, как составление правил, положений, методик, инструкций, общественных и юридических законов, установление эталонов и стандартов. К работе на этом поприще Максимы относятся с большой ответственностью и потому особенно в ней преуспевают.
Расстановка сил в системе, по мнению Максима, должна быть стройной, логичной, продуманной, справедливой. Должна предполагать четкое распределение обязанностей и соответствующие им меры ответственности.
Так же, как и Робеспьер, Максим считает необходимым воспитание общественного сознания, направление которого определяется целями и задачами существующей социальной системы. Именно поэтому представителям этого типа свойственна не только социальная, но и идеологическая ориентация. Именно поэтому так же, как и его дуала Гамлета, Максима отличает активная гражданская позиция. Представители этого типа склонны видеть свое социальное предназначение в идейно-воспитательной работе, в воспитании нужного, заказанного социального сознания у подрастающего поколения (А. М. Горький, А. С. Макаренко).
Показателем качества и жизнеспособности любой системы, равно как и гарантией ее стабильности, Максим считает взаимозаменяемость всех ее частей. Человек, как часть социальной системы, тоже должен быть взаимозаменяем: при таких условиях каждый сможет найти свое место в уже существующей социальной системе. И сама система будет уже тем хороша, что каждому человеку обеспечит полную занятость. (Последнее положение Максиму особенно удобно ввиду его слабой интуиции возможностей.)
По мнению Максима, в совершенной системе не должно быть уникальных, незаменимых элементов. (В этом лишний раз проявляется критическое отношение Максима к откровенно индивидуалистической позиции: человек может быть сколько угодно яркой индивидуальностью, но это еще не дает ему права считать себя в принципе незаменимым.) В трудовом коллективе не должно быть незаменимых специалистов, равно как и ярко выраженных индивидуальностей, поскольку это порождает неравенство во взаимоотношениях, привносит в них сумбур и неопределенность, и именно поэтому в критической ситуации становится опасным для жизнедеятельности коллектива.
Мышление Максима очень систематизировано. Все происходящее пытается объяснить только с логической точки зрения. (В вопросах логики его нелегко переубедить и невозможно сбить с толку.)
Максим умеет оценить интеллектуальный потенциал собеседника, хотя его оценки часто имеют критическую тенденцию. В диспутах старается захватить инициативу — последний аргумент должен быть непременно за ним. (Сенсорик!)
Великолепно разрабатывает методики, высчитывает таблицы, графики, составляет учебники и т; д.
Хороший докладчик; излагает материал поэтапно, чтобы прослеживалась вся логическая цепочка его вывода. Выступая перед аудиторией, ставит вопросы и сам на них отвечает.
В выражении своей точки зрения крайне педантичен. Отстаивает свою систему взглядов, высказываясь с крайним максимализмом. Мало сказать, что Максим с уважением относится к иерархическим социальным системам, где каждый обязан знать свое место: других систем он просто не приемлет.
По мнению Максима, поведение человека обязано соответствовать его положению, в противном случае общественное сознание будет дезориентировано образцами "неподобающего" поведения, что опять же приведет к дестабилизации социальной системы. Уважение к авторитетам — одна из важнейших ценностей его интеллектуальной структуры. Ориентация на авторитет — немаловажный мотив многих его поступков, во многом определяющий характер его взаимоотношений и поведения.
От природы наделенный феноменальной наблюдательностью, Максим тщательно собирает и скрупулезно обрабатывает факты, умея находить в потоке информации именно то, что ему нужно. Очень педантичен: не одобряет, когда игнорируются якобы "несущественные" мелкие факты и допускают даже незначительные логические просчеты — в этом Максим очень щепетилен и придирчив.
Представителя этого типа раздражают люди, не умеющие логически стройно излагать свои мысли, сбивающиеся на частности и отвлекающиеся от основной темы. Их раздражает небрежное отношение к изложению формулировок, путаница в терминах, в определениях; а самое ужасное — путаница в изложении мысли.
*Стратиевская "Как сделать чтобы мы не расставались", МСП, 1997 г.